ГЛАВНАЯ КАРТА САЙТА ОГЛАВЛЕНИЕ репетитор по английскому и французскому Наша группа в соцсетях в интернете Английский Французский

 

 

 



Париж и окрестности глазами Ван Гога 

Paris et ses alentours vus par Van Gogh
 

смотреть картины Ван Гога в Париже  

 



Винсент Ван Гог (Vincent van Gogh) - годы жизни 1853-1890- всемирно известный голландский и французский художник постимпрессионист.


                         
Статья "Голландец в Париже 1886-1888"
(Ван Гог Полное собрание живописи, Том 1, издательство TASCHEN\АРТ-РОДНИК, 2010, с. 221-240)

Многие века художники отправлялись путешествовать по Италии, где перед их взорами представала обожаемая античность; архитектурные развалины, остатки скульптуры, которыми можно было любоваться прямо на улицах, складывались в их сознании в образ высочайшего совершенства. В XIX веке живописцы, которых окружающая атмосфера тяготила своей суетностью, тяжкими заботами и неустойчивостью, также иногда уезжали в Италию,  например, Беклин, Макс Клингер или Ханс фон Маре.

Конечно, центр современного художественного движения находился теперь не в Италии. Этим центром был Париж, который именно благодаря Революции [1870 года] сделался форпостом европейского авангарда. Париж был своеобразным водоразделом между искусством прошлого и современности. На одном фланге находились живописцы исторических тем, проявлявшие приверженность к уже ушедшему, к великим сюжетам, санкционированным прошлым; все они отдавали должное совершенной технике старых мастеров. Другой фланг занимали те, кого увлекало изображение современной жизни, кто предпочитал передавать преходящие ситуации и настроения, которые отражали и себе поток повседневной жизни, кто предполагал свободу в трактовке формы и цвета. Сами дебаты, которые велись в Париже, способствовали превращению его и современный город; яростность этих дебатов свидетельствовала о новом плюрализме в искусстве.

 «Не забывай, милый друг: Париж это Париж. На свете только один Париж, и пусть жизнь в нем нелегка, пусть даже она станет еще тяжелее и трудней, псе равно воздух Парижа прочищает мозги и приносит пользу, огромную пользу», Ван Гог редко высказывался с таким нескрываемым энтузиазмом, как в этом отрывке из письма его молодому собрату - художнику Гораио Ливенсу (письмо 459а) Винсент был очарован городом. Хотя обычное тревожное состояние не покидало его. но, возможно, как раз и по этой причине, он готов был проникнуться рационалистическим духом жизни города. Па время он отбрасывает свою мировую скорбь и открывает сердце новым впечатлениям. От этих двух лет пребывания в Париже сохранилось лишь семь писем, так как по вполне понятной причине он больше не посылал их своему главному адресату Тео - в этом не было нужды, ибо братья теперь находились радом и могли часто разговаривать друг с другом. Но существует и другое обстоятельство, объясняющее факт малочисленности писем: потребность отчитываться и успокаивать самого себя несколько ослабла в этот период. Ощущение правильности пути приходило к нему просто оттого, что он принимал участие в парижской жизни, поддерживал контакты с авангардными художниками, близкими ему по духу.

За два гида пребывания в Париже, с февраля 1886 по 1888 год, Винсент сумел удивительно остро схватить дух времени. ОН изучил город так же быстро, как быстро усвоил и новые эстетические веяния. Париж благоприятно повлиял на его человеческие качества и усилил мощь его восприятия. Когда художник покинул Париж, Тео с грустью писал сестре: «Когда он приехал сюда два года назад, я и не думал, что мы можем стать столь близки. Теперь, оставшись снова один, я все сильнее ощущаю пустоту в доме. Нелегко найти замену такому человеку, как Винсент. Его познания столь обширны, и он с такой ясностью видит мир. Я убежден, что, если бы он прожил здесь подольше, он бы стал известным. Благодаря ему я познакомился со многими художниками, которые высоко ценит его. Он один из основоположников новых идей или, скорее, он пытается воскресить представления, превращенные в процессе жизни в рутинные и утратившие свой истинный смысл. И у него такое великодушное сердце, он всегда старается сделать что-то для других. Хуже всего, что он помогает тем, кто не хочет знать или понимать его».

Многие годы Тео испытывал семейную ответственность за судьбу Винсента: он по собственной воле возложил на себя обязанность помогать нуждающемуся брату, но по-настоящему осознал свой долг перед ним, когда они жили вместе в Париже и он стал понимать суть личности Винсента. Покровительственное отношение со стороны Тео уступило теперь место дружественной связи с братом, он открыл в нем цельного человека, и это тесно сблизило их. Настрой брата отчасти восхищал его, ибо в нем оп видел яркое проявление художественного темперамента. «В нем как бы уживаются дна разных человека, - жаловался Тео в тот момент, когда брат только что поселился у него, - один - удивительно талантливый, деликатными нежный; второй - эгоистичный и жестокосердный. Он поочередно бывает то одним, то другим, так что он и разговаривает то по-одному, то по-другому, и разговоры эти неизменно сопровождаются доводами, то защищающими, то опровергающими одно и тоже положение. То, что казалось несообразным в поведении Винсента, можно было расценивать и как парадоксальность характера истинного художника. После целого ряда споров и столкновений с братом Тео примирился с противоречивостью его характера, которую он стал воспринимать как неотъемлемую часть ею мироощущении - и конечном счете только такой взгляд и был правильным.

Тео был человеком, с которым Винсента соединила прочная связь. Когда Тео однажды одобрительно отнесен к его живописи, он почувствовал себя тверже, и даже картины, которые он писал, стали более светлыми и открытыми. Ван Гог знал, что путь его тернист,  но теперь это казалось чем-то вроде предназначенности судьбой, ибо он абсолютно подходил под социальный стереот сложного, обуреваемого страстями художника. Поддержку Ван Гог находил в среде мечтателей и реформаторов, надеявшихся изменить мир; они были так же эксцентричны, идеалистичны и никому не известны, как он сам. Он вошел в круг художников, которые могли спорить часами, доказывал свое мнение, даже если никто не слушал их. Каждый, кто ожидал от себя больших открытий и искусстве, верил в собственную избранность, и, находясь в Париже, Ван Гог пришел к мысли: чтобы достичь истинных высот в искусстве, художник должен нести довольно уединенное существование.

Поначалу Париж стал для Винсента просто продолжением Антверпена. В 1886 году (дата точно не известна) он поступил в частную художественную школу, и класс Фернана Анн Кормона. Кормон был историческим живописцем, чей вкус к археологическим деталям, к сюжетам из первобытной жизни можно было рассматривать как уход от полемики по поводу современного искусства (путем подмены её ученой точностью трактовки). В 1880 году его картина Бегство Каина (теперь- Париж, Музей Орсэ) наделала много шума; на ней изображены оборванные люди среди пустынных пространств - но это были не бродяги, а библейские персонажи. Этот человек, конечно, мог научить Ван Гога писать правильно, с техническим совершенством, и пока что художник приходил работать в его мастерскую.

Гораздо большее значение для Ван Гога имел обмен мнениями с другими учениками класса Кормона; конечно, они были моложе его почти на десять лет и не обладали тем жизненным опытом, который имел он сам, но в  своем художественном развитии они вполне преуспели. К их числу принадлежали Луи Анкетен, Эмиль Бернар и Анри де Тулуз-Лотрек. Контакт с ними облегчил Ван Гогу вхождение в мир искусства, вскоре теоретические рассуждения о живописи стали интересовать его больше, чем скучная рутина зарисовывания г сов. Школа Кормона была последней возможностью усвоить основы академического мастерства, но он не надолго задержался там. Художника не очень-то беспокоило, что он не обучится традиционным техническим приемам, которым его юные друзья уделяли больше внимания, переходя на привычную колею штудирования после жарких дискуссий в кафе, затягивающихся до полуночи. Ван Гог предпочитал снова, обратиться к теории. Он способен был быстро, быстрее других художников, усваивать современные идеи. Он хотел обрести уверенность в живописи и жадно учился везде, извлекая пользу из дискуссий с собратьями и из посещения выставок. Что касается техники Винсента, то сила ее заключалась не столько в твердости руки, сколько в пылкой целенаправленности воли и ясности видения. Все его картины были выполнены порывисто, они являлись едва законченными работами и подчас несли на себе следы мучительных усилий. Когда Ван Гог пробовал себя в различных стилях, характерных для того периода, его опыты в этом плане (страшно произнести) лишены обаяния и тех отличительных качеств, которые свойственны, например, произведениям Клода Моне или Поля Гогена, Жоржа Сёра или Тулуз-Лотрека.

«Ты можешь, если захочешь, - писал Тео брату после переезда его на юг Франции (письмо Т3), -сделать кое-что для меня - а именно, продолжать, как и прежде, сплачивать вокруг нас кружок художников и друзей, на что я один решительно не способен, но что тебе более или менее удавалось с тех пор, как ты приехал во Францию». Очевидно, Винсент был способен помогать Тео в его карьере агента по продаже картин. Репутации Тео как опытного эксперта в живописи молодых художников постепенно укреплялась. «Тео ван Гог, - писал впоследствии Гюстав Канн, один из теоретиков этого искусства, - был бледным, рыжеволосым и меланхоличным человеком. Он держался тихо и незаметно, но этот торговец картинами был исключительным знатоком живописи и как эксперт принимал участие в дискуссиях об искусстве с художниками и литераторами». Гоген принадлежал к числу тех, кто извлек пользу из веры братьев в новое искусство, растущей по мере того, как они прокладывали путь в среде начинающих художников, которые старались оказать поддержку друг другу; именно Тео первым устроил встречу Гогена с Винсентом.

Винсент должен был устанавливать контакты с художниками. Конечно, его непривычный облик и непредсказуемость поведения мало содействовали этому. Подчас живописцы находили его приятным, так он завязал дружеские отношения с Эмилем Бернаром и Полем Синьяком, которые поддерживал в парижские годы жизни и позднее. Но для взаимных связей должны были существовать действительно глубокие причины. Ван Гог интуитивно (то есть не столь волевым порядком, как его французские друзья) усвоил стиль жизни, который затем станут неукоснительно соблюдать авангардистские художники того периода. В своем поведении он наивно сочетал черты, которые казались бы неестественным и чрезмерным проявлением у других: повседневное и относящееся к области художественного, ощущение призванности и существование на социальной периферии, пылкая убежденность и безалаберность, Искусство и Жизнь - все это естественно уживалось в художнике. В течение двух лет Ван Гог находился в плавании по бурному морю парижской художественной жизни, наблюдая ее ослепительное зрелище, и, если за это время он не создал исключительных по качеству картин, то по крайней мере в силу своего замечательного дара воплотить идеал одновременно естественной и эстетизированной жизни он сделал существенный вклад в развитие современного искусства.
 

Благодарю за посещение моего сайта!

 

 

 

КАРТА САЙТА Наша группа в соцсетях в интернете Английский Французский репетитор по английскому и французскому 
 
 

Английский язык
Учебники английского для детей   Школьная программа
Английский для школьников    ГИА и ЕГЭ английский
Английский для взрослых
Учебники по английской грамматике
Бизнес-английский Деловой английский
Английский для отдельных специальностей и профессий
Подготовка и сдача международных экзаменов по английскому языку
Чтение на английском языке по уровням
(+ раздел книга до 100 руб)
Каталог полезных сайтов для изучающих английский язык
Продам свои учебники по английскому языку

Английская грамматика Начальный уровень
Всё о Культуре в Англоговорящих странах
Английский в путешествии

Французский язык
Школьная программа     Французский для детей
ГИА и ЕГЭ французский    Французский для школьников
Французский для взрослых
Бизнес-французский Деловой французский + специальности
Чтение на французском языке по уровням
(+ раздел книга до 100 руб)
Каталог полезных сайтов для изучающих французский язык

Продам свои учебники по французскому

Всё о Культуре во Франкоговорящих странах
Французская грамматика


 

По вопросам сотрудничества и размещения рекламы на сайте: E-mail rostov-language@mail.ru
При копировании материала ссылка на сайт/авторство обязательна

 © ROSTOV-LANGUAGE.RU Луговая Наталия Владимировна

Ван Гог Винсент в Париже, художник Ван Гог жизнь в Париже, картины Ван Гога в Париже, Париж глазами Ван Гога, Нидерланды родина Ван Гога, Голландия родина Ван Гога, жизнь Ван Гога в столице Франции

  

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика